Глобальный беспорядок, средние державы и следующий президент
Америке нужны партнеры в Евразии, способные помочь Вашингтону в то время, когда Москва и Пекин пытаются подорвать архитектуру международной системы.
После решающей победы бывший президент Дональд Дж. Трамп готовится вернуться в Белый дом. Как и в случае с президентами второго срока, освобожденными от ограничений переизбрания, избранный президент Трамп, скорее всего, будет проводить политику, в которую он верит, особенно на мировой арене, где американские руководители пользуются широкой свободой действий. Трамп вступит в должность в момент растущего мирового беспорядка. Чтобы справиться с ним, потребуется нестандартное мышление и новые партнеры, особенно в Евразии.
В этот хаотичный век усиливающихся конфликтов, в значительной степени подпитываемых конкуренцией великих держав, заявляет о себе второй уровень стран. Все более известные как «средние державы», государства в разных регионах мира, такие как Австралия, Бразилия, Индонезия или Польша, движимые сочетанием угроз и возможностей, пытаются играть роль в управлении глобальной архитектурой в условиях растущего стресса и напряжения. Одним из таких новых игроков является Казахстан с его уникальным положением между Россией, Китаем и Соединенными Штатами.
Пришедшей администрации Трампа необходим стратегический подход к отношениям с Астаной и более широким регионом Центральной Азии.
Я был в столице Казахстана с 15 по 18 октября, посещая конференцию по подъему средних держав и последствиям для международной системы в условиях растущего беспорядка. Казахстанский институт стратегических исследований пригласил множество ученых и бывших практиков внешней политики со всего мира, чтобы оценить роль стран второго эшелона в эпоху опасности, невиданной со времен окончания Второй мировой войны. Казахстан, расположенный в самом сердце евразийского суперконтинента, находится в процессе формирования глобального разговора по этому вопросу.
В тот же день, когда началась конференция, Казахстан отклонил предложение о членстве в группе БРИКС во главе с Китаем и Россией. Пресс-секретарь президента Берик Уали сказал: «В то же время, в настоящее время и, скорее всего, в обозримом будущем Казахстан воздержится от подачи заявки в БРИКС».
Уали объяснил, что президент Касым-Жомарт Токаев рассматривает Организацию Объединенных Наций как «универсальную и неоспоримую организацию» и стремится реформировать Совет Безопасности ООН, чтобы отразить интересы средних держав. Такое позиционирование соответствует давнему многовекторному подходу Астаны к внешней политике, концепции, сформулированной самим президентом Токаевым в 1990-х годах, когда он был министром иностранных дел.
Токаев был основным докладчиком на конференции, подчеркивая проблемы, с которыми сталкивается его страна, пытаясь преодолеть все более ожесточенное состояние конкуренции великих держав. Он считает, что урегулирование войны на Украине путем переговоров является обязательным, и предупредил, что «альтернативой является война на взаимное истребление». Казахи рассматривают продолжающийся конфликт на Украине как угрозу своей национальной безопасности из-за его потенциального ущерба их политической экономике и даже суверенитету и независимости. Они видят неспособность Вашингтона и Москвы достичь урегулирования и, как основные заинтересованные стороны, надеются сыграть роль посредника.
К сожалению, Запад продемонстрировал свою неспособность удержать Россию от вторжения на Украину. Более того, не сумев предотвратить войну, администрация Байдена оказалась неспособной помочь Киеву должным образом защитить себя от военного натиска Кремля. В последние несколько месяцев российские войска начали продвигаться глубже на украинскую территорию, что Токаев отметил в своей речи, когда назвал Москву «военно непобедимой». Как бы это ни было неприятно, это восприятие проистекает из реалий боевого пространства и неэффективности западного режима санкций.
Казахский лидер продолжил говорить о центральной роли Организации Объединенных Наций, которую он подчеркнул как важнейший международный орган для решения глобальных проблем. Его недостатки, по его мнению, можно исправить, наделив региональные и средние державы, особенно в Совете Безопасности. Это показывает, что, хотя Казахстан и сохранит свои тесные связи с Россией и Китаем, он не заинтересован во вступлении в БРИКС, форум, в котором доминируют два главных противника Соединенных Штатов. Вместо этого Астана заинтересована в игре в высшей лиге геополитики, которая требует балансирования между конкурирующими интересами.
Внешнеполитические амбиции Казахстана представляют собой историческую возможность для Соединенных Штатов, которую они не могут упустить. Америке нужны партнеры в Евразии, которые могут помочь Вашингтону в то время, когда Москва и Пекин, две великие державы, выступающие против статус-кво, пытаются подорвать архитектуру международной системы. Поэтому крайне важно, чтобы Соединенные Штаты вышли за рамки своих нынешних отношений с Казахстаном и Центральной Азией на расстоянии вытянутой руки, которые, к сожалению, поддерживают как демократическая, так и республиканская администрации. Переходная команда Трампа должна планировать выход за рамки «расширенного стратегического партнерского диалога» с Астаной, что принесет пользу взаимной безопасности и экономическим интересам двух стран, а также укрепит связи с Центральной Азией и внесет вклад в дело международной безопасности и стабильности.
Камран Бохари, доктор философии, является старшим директором по вопросам евразийской безопасности и процветания в New Lines Institute for Strategy & Policy в Вашингтоне. Бохари также является специалистом по национальной безопасности и внешней политике в Институте профессионального развития Оттавского университета. Он работал координатором по исследованиям Центральной Азии в Институте дипломатической службы Государственного департамента США.