Выступление Ph.D. Усена СУЛЕЙМЕНА, Директора Фонда «Национальный фонд содействия процветанию», Республика Казахстан.
Пленарное заседание 5 Верховенство права (независимость судебной системы; право на справедливое судебное разбирательство; демократическое законотворчество)
Казахстан провел большие реформы по укреплению независимости судов.
Все кадровые вопросы переданы Высшему Судебному Совету. Председатель Совета назначается с согласия Сената, а его члены – самим судейским сообществом.
Вопросы наказания судей тоже не зависят от руководства судов. Все нарушения законности сразу передаются в ВСС.
Судебным администрированием занимается отдельный орган – судебная администрация.
Введена новая система финансирования судов. За судебной системой закреплен свой процент в бюджете (6,5%), который не может уменьшаться.
То есть сейчас суды освобождены от несвойственных функций и занимаются только отправлением правосудия. Причем судья при отправлении правосудия независим и подчиняется только Конституции и закону.Никто не вправе вмешиваться в его работу и оказывать какое-либо воздействие.
Внедрен аналитический цифровой помощник для судей с элементами искусственного интеллекта. Уже давно проводится полная аудио- и видеофиксация всех судебных процессов.
Эффективно работает адмюстиция. В этом году появились отдельные кассационные суды.
Внедрена экстерриториальная подсудность гражданских дел, что минимизирует коррупционные риски.
Как показывает практика, суды стали чаще применять меры пресечения, не связанные с заключением под стражу (домашний арест, залог, электронные браслеты).
Практически все судебные процессы проводятся открыто. Закрытые – только если имеются госсекреты, по половым преступлениям и когда этого требуют интересы безопасности участников. Это международная практика. Независимо от открытого либо закрытого процесса подсудимому гарантируется право на защиту, в т.ч. путем предоставления профессионального адвоката.Участники процесса вправе ознакомиться с материалами дела и использовать все инструменты для защиты прав и свобод.
При проведении судебных разбирательств соблюдается презумпция невиновности.
После короновируса большинство заседаний проводятся в онлайн режиме, что не мешает гражданам защищать свои нарушенные права и законные интересы. При этом Верховным Судом проводится большая работа по качественной организации судебных процессов в онлайн-формате. В процессе данной работы все рекомендации БДИПЧ будут учтены.
Доклад БДИПЧ
По презумпции невиновности: По Конституции лицо считается невиновным, пока его вина не будет доказана вступившим в силу приговором суда. Законом этот принцип детально регламентирован (никто не обязан доказывать свою невиновность; все сомнения трактуются в пользу обвиняемого; наводящие вопросы запрещены).
Размещение лиц во время суда в пластиковых кабинах или металлических клетках по мнению наблюдателей БДИПЧ создает впечатление о виновности таких подсудимых.
На сегодня все подсудимые, которым избрана мера пресечения, не связанная с лишением свободы, размещаются в залах судебных заседаний свободно, т.е. без каких-либо ограничений.
Подсудимые, содержащиеся под стражей, во время судебных процессов находятся в кабинах из ударопрочного стекла либо пластика со снятием наручников, что исключает вероятность побега, а также обеспечивает безопасность, как самих подсудимых, так и лиц, присутствующих в зале судебного заседания.
Во время судебного процесса подсудимые, находящиеся за стеклом, могут свободно общаться со своими адвокатами.
Данная практика введена в Казахстане достаточно давно с учетом лучших международных стандартов и практик.
По поводу проведения отдельных судебных процессов в зданиях СИЗО с размещением подсудимых за решеткой, то эта мера применена как исключительная ввиду невозможности обеспечить безопасное рассмотрение дел в здании суда в связи с большим количеством участников процесса. Такие случаи в практике являются крайне редкими. При этом общим правилом является рассмотрение дел только в зданиях судов.
Применение содержания под стражей: Санкционирование содержания под стражей – это исключительная компетенция следственного судьи. Такое решение может быть обжаловано в апелляции. Тяжесть деяния не может быть единственным основанием для содержания под стражей (хотя в УПК есть перечень статей, по которым содержание под стражей обязательно).
Судебная практика показывает, что суды стали чаще избирать домашний арест. Например, в 2024 году суды самостоятельно, отказывая в содержании под стражей, избрали домашний арест в отношении 2 523 задержанных, что в 5 раз больше, чем у органов расследования.
Такая же ситуация и по залогу. В текущем году органы следствия ходатайствовали о даче санкции на залог в отношении всего 32 лиц, а суды при отказе в содержании под стражей избрали залог в отношении 271 задержанного или в 8 раз больше.
По инициативе Верховного Суда широкое распространение стала получать практика применения электронных браслетов.
В 2024 году такие браслеты применены к 647 лицам, тогда как в прошлом году - только в отношении 68 лиц или в 10 раз меньше.
По обвинительным актам: В рамках совершенствования законодательства вводится поэтапное расширение исключительных функций прокурора по составлению обвинительных актов (с 2022 года по 2026 год), вместо органов досудебного расследования. Последние направляют прокурору уголовное дело с отчетом о завершении досудебного расследования. Такая модель перенимается из стран ОЭСР.
На данном этапе прокуроры самостоятельно составляют обвинительные акты по уголовным делам особо тяжкой категории и по коррупционным преступлениям.
Ограничение доступа общественности к судебным процессам: Проведение закрытых судебных процессов не нарушает прав его участников.
Закрытое судебное разбирательство допускается для охраны госсекретов, по половым преступлениям и в случаях, когда этого требуют интересы безопасности потерпевшего, свидетеля или других участвующих в деле лиц.
Разбирательство дел в закрытом заседании осуществляется с соблюдением всех правил, установленных УПК. Участники процесса имеют возможность ознакомиться с материалами дела в полном объёме и использовать все инструменты для защиты прав и свобод подзащитных.
По переходу в 2022 году Председателя ВС в Сенат до истечения срока: Председатель ВС был избран Сенатом 11 декабря 2017 года, освобожден 8 декабря 2022 года – за 3 дня до истечения срока полномочий. Это нормальная практика.
Ограничение доступа к судебным процессам по кантару: Закрытые процессы были только в случаях, когда имелись госсекреты. Их рассекречивание повлечет нарушение национальных интересов Казахстана. Независимо от того, проводится ли судебный процесс в открытом либо закрытом режиме, подсудимому гарантируется право на защиту, в т.ч. путем предоставления профессионального адвоката. Участники процесса вправе ознакомиться с материалами дела в полном объёме и использовать все инструменты для защиты прав и свобод подзащитных.
По онлайн заседаниям:Казахстанские суды перешли на дистанционный формат судебных заседаний в условиях режима чрезвычайного положения, введенного в связи с пандемией коронавируса (с марта 2020 года по май 2023 года).
Большинство судебных заседаний (в том числе по делам, связанным с "январскими" событиями) проводились в зданиях судов без физического присутствия участников, что соответствовало требованиям условий безопасности и уменьшало распространение короновируса среди участников процесса.
Проведение онлайн судебных заседаний не помешало гражданам защищать свои нарушенные права и законные интересы.
Верховным Судом проводится большая работа по надлежащей организации судебных процессов в онлайн-формате. В процессе данной работы все рекомендации БДИПЧ будут учтены.
Апелляция не всегда в полном объеме рассматривают доводы сторон и отказывает в удовлетворении жалоб:Основное разбирательство по делу априори происходит в суде первой инстанции. Задача апелляции – установить соответствие разбирательства, проведенного судом первой инстанции, требованиям закона, полноту исследования обстоятельств, соблюдение прав сторон, законность и обоснованность принятых по делу решений.
Краткость судебных актов и заседаний апелляции не означает, что судьи недостаточно изучают либо восе не проверяют доводы жалоб и материалы уголовных дел.
Здесь важно отметить, что судебному заседанию в апелляции предшествует изучение судьями доводов авторов жалоб и материалов дела.
Если апелляция соглашается с выводами суда первой инстанции, то об этом указывается в постановлении без дополнительного приведения мотивов принятых решений. Необходимость повторного приведения аргументации в пользу решения, принятого судом первой инстанции, отсутствует, поскольку апелляция признав законность и обоснованность решения, с ними согласилась.
Внесение рекомендуемых БДИПЧ поправок в УПК не приведет к повышению качества работы апелляции, а наоборот повлечет дублирование или повторение ими судебных актов первой инстанции.
Установив факт проведения судебного разбирательства в суде первой инстанции с существенным нарушением закона либо в неполном объеме, апелляция отменяет приговор и вновь рассматривает дело по существу.
Кроме того, теперь апелляция не вправе возвращать дело прокурору либо в суд первой инстанции.